ВОЙНА И МИР

ТОТАЛЬНАЯ ВОЙНА. Одним из самых важных и сложных политических и этических вопросов современности является вопрос войны и мира. В настоящее время в мировом сообществе сложилась ситуация, не имеющая аналогов в истории. Человечество изобрело средства самоуничтожения, которые с каждым годом становятся все более  эффективными. Население земного шара стало  «мишенью» страшных видов оружия – ядерного, биохимического и ряда других, – способных за самый короткий промежуток времени уничтожить жизнь на нашей планете. Состояние отчаяния и безысходности, охватившее миллионы людей, заставляет их пребывать в постоянном страхе за жизнь своих близких и собственную.

Церковь убеждена, что войны являются результатом греха. С момента грехопадения человека раздор и вражда стали неизбежной реальностью его существования. Цель дьявола – играя на греховных чувствах собственной исключительности и себялюбия, подстрекать нации и народы к войнам друг против друга. Ведение войн, несущих страдания и смерть миллионам людей, является его же диверсионной тактикой, отвлекающей от выполнения Евангельского поручения. Церковь в силу своей природы не может одобрять гонку вооружений и призывает к поиску мира и преодолению вражды между народами.

Терроризм. ООН и различные религиозные организации объявили первое десятилетие XXI века десятилетием содействия миру и безопасности.  Это особенно актуально, так как на нашей планете появилась еще одна разновидность насилия – организованный международный терроризм.  Терроризм сам по себе существует давно, однако создание всемирной террористической сети – это совершенно новое явление.

Наиболее опасно стремление терроризма  подвести под свои действия религиозную основу. Террористы заявляют о том, что их мотивы имеют абсолютное значение, а лишение жизни других людей полностью оправдано. Называя себя орудием Божьего правосудия, они, однако, абсолютно искажают представление о сущности Бога и Его великой любви к человеку. Более того, международный терроризм полностью противоречит идее религиозной свободы, поскольку в его основе лежит  экстремизм (политический и/или религиозный) и фундаменталистский фанатизм, которые присваивают себе право навязывать определенные религиозные убеждения или мировоззрения, уничтожая тех, кто эти взгляды не разделяет. Такие действия создают в сознании многих людей ложную картину о Боге любви и тем самым отвращают от Него.

Возникновение международного терроризма подтверждает, что войны могут вести не только целые народы или государства, но и различные организации. Как указывала сто лет назад одна из основателей Церкви Адвентистов Седьмого Дня Елена Г. Уайт, «нашим величайшим грехом является жестокость одних людей по отношению к другим». Греховная человеческая природа склонна к насилию. С христианской точки зрения, все акты жестокости и насилия на самом деле являются частью вселенской войны, Великой борьбы добра и зла.

Вместе с тем, Церковь убеждена, что использование государствами для защиты от насилия и террора в  свою очередь одних лишь насильственных средств неспособно обеспечить разрешение глубоких социальных проблем и разногласий на длительный срок. Для установления прочного мира необходимы продуманные комплексные подходы. Для христиан единственно правильным шагом в этом направлении является всемерное содействие миру. Церковь Адвентистов Седьмого Дня призывает все народы перековать свои мечи на орала и копья свои на серпы (см. Ис. 2:4). Один из пунктов вероучения Церкви АСД утверждает, что мужчины и женщины были созданы для славы Божией и были призваны любить Его и друг друга и заботиться об окружающей их среде, а не уничтожать или ущемлять друг друга. Сам Христос сказал: «Блаженны миротворцы, ибо они нарекутся детьми Божиими» (Мф.5:9).

ФУНДАМЕНТ МИРА. С точки зрения Церкви, прочный мир во всех случаях предполагает наличие, по крайней мере, четырех основных составляющих: диалога, справедливости, прощения и примирения.

Диалог. Резкие обличения и призывы к войне должны уступить место диалогу и дискуссиям. Прочного мира невозможно добиться путем насилия, но он достигается посредством диалога, переговоров, которые неизбежно приводят к взаимным политическим компромиссам. Разумные переговоры, в конечном итоге, оказывают большее влияние, нежели сила оружия. Как миротворцы христиане всегда готовы к всестороннему и разумному обсуждению разногласий, ибо этому учит нас Библия.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ. В Слове Божьем  мы не найдем одобрения политики, позволяющей одному классу обогащаться за счет притеснения и страданий других. Справедливость требует уважения прав человека, в частности, религиозной свободы, связанной с сокровеннейшими людскими устремлениями и лежащей в основе всех этих прав. Справедливость требует отказа от дискриминации, уважения достоинства и равенства людей, а также равноправного распределения всего, что составляет жизненную необходимость. К сожалению, в нашем мире царит несправедливость, порождающая бедность, эксплуатацию, насилие, раздоры и вражду. Экономическая стратегия и социальная политика могут приводить либо к миру, либо к недовольству. Справедливость и мир всегда шли рука об руку – так же, как несправедливость и война. Забота Адвентистов Седьмого Дня  об обеспечении социальной справедливости находит свое выражение в поддержке и содействии религиозной свободе, а также в деятельности церковных учреждений и организаций, направленной на борьбу с бедностью и обеспечение приемлемых социальных условий жизни. Такие усилия Церкви способствуют ослаблению общественного недовольства и закладывают фундамент для прочного мира.

ПРОЩЕНИЕ. Христианский долг состоит в том, чтобы помочь отдельным людям и целым народам  освободиться от груза ошибок, совершенных в прошлом, и отказаться от ненависти и насилия, порожденных предыдущим человеческим опытом. Поэтому одной из первостепенных своих задач Церковь считает воспитание культуры прощения (см. Мф. 6:12).

ПРИМИРЕНИЕ. Прощение является необходимым условием для примирения и восстановления разрушенных в прошлом отношений. Примирение – это единственный путь к успешному достижению сотрудничества, гармонии и мира.

Церковь АСД, будучи посланницей примирения, призывает христианские церкви и их руководителей, а также представителей всех религиозных течений,  всех людей доброй воли присоединиться к служению примирения (см. 2 Кор. 5:17-19). Это всегда нелегкая и деликатная задача. Во избежание многих политических ловушек, расставленных на пути примирения, необходимо провозглашать по всему миру свободу – от преследований, дискриминации, крайней нищеты и других форм несправедливости. Христианский долг состоит в стремлении защитить тех, кому угрожает насилие, эксплуатация, террор. Христианское служение примирения способствует восстановлению человеческого достоинства, равенства и единства через благодать Господа, благодаря которой люди видят друг в друге членов семьи Божией.

МИРОТВОРЧЕСКАЯ МИССИЯ ЦЕРКВИ. Суждение окружающего мира о Церкви проистекает не только от ее духовного вклада в жизнь общества (хотя он имеет основополагающее значение), но также от улучшения в результате ее трудов жизни людей. В этом отношении жизненно важно активное миротворчество. Нам необходимо с покаянием отказаться и отмежеваться от насильственных форм или действий, к которым как в историческом прошлом, так и в относительно недавнее время прибегало немало религиозных и светских деятелей, мирилось с ними или даже пыталось их оправдать. Мы обращаемся к людям доброй воли на федеральном и местном уровнях с призывом играть активную роль в установлении и поддержании мира,  содействуя тем самым разрешению проблем, а не их осложнению.

В мире, исполненном ненависти и вражды, идеологической борьбы, террора и военных конфликтов, Адвентисты Седьмого Дня выступают как активные миротворцы, содействуя наведению мостов, трудясь и призывая к всеобщей справедливости и миру под руководством Христа как Главы новой человеческой семьи. Церковь АСД призывает Божий народ всех стран молиться о мире, возводя таким образом преграду ветрам раздора и войн. Она призывает всех верующих  в Творца­-Жизнедателя и всех людей доброй воли оказывать, насколько это возможно, содействие в созидании мира и братства, взаимопонимания между людьми всех национальностей, верований и политических убеждений.

Иисус Христос, Князь мира (см. Ис. 9:6), желает видеть Своих последователей миротворцами и поэтому называет их «блаженными» (Мф. 5:9).

БУДУЩЕЕ МИРОТВОРЧЕСТВА. Хотя миротворчество может показаться неблагодарной задачей, мы имеем обетование о возможности изменения людей посредством духовного возрождения: «…и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения» (Ис. 58:12).  Все виды насилия и террора являются, с богословской точки зрения, одной из сторон борьбы между Христом и сатаной. Христиане питают надежду и уверены в том, что зло – таинство беззакония – не имеет будущего и будет побеждено Иисусом Христом, после чего наш мир ждет обновление. В этом состоит наше упование.

Ветхий Завет, хотя и содержит летопись войн и насилия, устремлен к новому творению и так же, как и Новый Завет,  обещает завершение порочного круга войн и террора, когда оружие будет перековано на сельскохозяйственные орудия, и мир и ведение Господа, Его любовь  наполнят всю землю, как воды наполняют море (см. Ис. 2:4; 11:9).

В период между Первым и Вторым пришествием Христа Церковь должна постоянно и целенаправленно содействовать сохранению мира. Однако надежда на Второе пришествие не должна жить лишь в сердцах адвентистов. Христианское влияние, как в наши дни, так и в будущем, не сможет устроить царство мира на земле, ибо только Бог установит Свое Царство, благодаря пришествию Его Сына. Но эта надежда побуждает к глубокой заинтересованности Церкви в благополучии каждого члена человеческой семьи, поскольку любить Бога означает любить и других людей, спасать их, а не губить (см. Лк. 9:56).

СЛУЖБА В АРМИИ. Несмотря на то, что в Библии имеются примеры теократического правления ветхозаветного времени, когда Божий народ, представляя одновременно и государство, участвовал в войне, все же принцип Нового Завета, где Божие отделено от кесарева, заключается в словах Иисуса Христа: «возлюби ближнего, как самого себя», и «возврати меч свой в его место, ибо все, взявшие меч, мечем погибнут» (Мф. 22:39; 26:52).

Истинное христианство являет себя и в надлежащем исполнении гражданских обязанностей, и в лояльности властям. Как честные граждане адвентисты желают служить своей стране, не нарушая, однако, при этом Божиих заповедей. Церковь АСД рекомендует молодым людям, призывающимся в армию как в мирное, так и в военное время, идти в те части, которые не участвуют в актах насилия и кровопролития. Адвентисты не служат по найму в строевых частях Вооруженных Сил, а в тех случаях, когда военная служба является обязательной воинской повинностью, они просят предоставления им права на  службу без применения оружия. Но Церковь также признает право личной совести каждого верующего при выборе и исполнении им своего гражданского долга. Адвентисты  Седьмого Дня обычно предпочитают несение воинской службы в медицинских частях или альтернативную гражданскую службу. Во время войны это может быть забота о раненых и умирающих. Адвентисты могут таким образом служить государству, выполняя работу в госпиталях или медсанчастях, спасая жизни людей.

В своей повседневной жизни и служении Церковь АСД в своих молитвах всегда вспоминает о воинах и защитниках Отечества, по мере своих возможностей заботится об их благополучии и возносит молитвы о сохранении их жизни и о мире среди людей.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *