ЧЕЛОВЕК В ЦЕРКВИ, ОБЩЕСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕ

Человек – основа всякого общества и государства. Он также являет собой основу Церкви. Главой же ее и Основателем является Христос, поэтому Церковь являет собой уникальный богочеловеческий союз. Полагаясь на Божественное откровение, она говорит о духовном единении личностей, созидающих как «тело» Церкви, так и «тело» общества и государства. Без человека, его активной позиции, без признания достоинства его личности не может вестись речи о существовании каких бы то ни было общественных институтов. Он – их основа, и он же их основная проблема, он их краеугольный камень, но часто в исторической реальности отверженный. Без участия каждого человека развитие общества невозможно, и потому Церковь, говоря о своих взаимоотношениях с обществом и государством, на первый план ставит проблему человека, достоинства его личности, а также общественных условий, способствующих его развитию и самореализации. 

 

Забота о достоинстве человеческой личности. На протяжении всей своей истории Церковь всегда пребывала с человеком,  вместе с ним радовалась, страдала и шла с ним одним путем. Достославное окончание этого пути – восстановление в человеке образа Божьего. Достижению своей важнейшей цели –  возрождению человека – Церковь отдает все свои силы, и с позиции любви к Богу и человеку она ведет диалог со всеми, от кого зависит его жизнь и благополучие, будь то государство или общество в целом.

 

Церковь, общество и государство. Ведя свое происхождение от одного источника – Бога, ибо, по словам апостола Павла, «нет власти не от Бога» (Рим. 13:1), и Церковь, и общество, и государство призваны заботиться о каждом конкретном человеке. Они могут существовать на основе соблюдения общепризнанных нравственных и правовых норм. Но, при общей богоданности этих институтов, их задачи и функции во многом различны.

 

Различна и цель заботы о человеке: общество, государство заботится о земном благе своих граждан, Церковь же печется о горнем, вечном, т. е. о духовном возрождении человека и восстановлении в нем образа и подобия Божия.

 

Эти различия обнаруживаются,  прежде всего, при определении природы Церкви, общества и государства.

 

Comments are closed.